Валентин Мелик-Агамирян родился в 1984 году в Москве. В 2003г. с отличием окончил Академический Художественный Лицей им Б.В. Иогансона , и был принят в Санкт-Петербургский Государственный Академический Институт имени Репина. Став одним из наиболее перспективных студентов, на втором курсе Валентин был отмечен выдающимися достижениями в учебе и общественной деятельности института. Его работы были отобраны в методический фонд, наряду с эскизами композиции.
С 2005 по 2012 год, под руководством Академика и Действительного члена РАХ Александра Быстрова, участвовал в проектах по созданию мозаичных панно для петербургского метрополитена, среди которых станции Комендантский проспект, Волковская, Международная и другие.
За одиннадцать лет профессионального обучения, Валентин Мелик создал более 600 произведений и выиграл множество художественных конкурсов. Его работы украшает стены художественных галерей, и находятся в частных коллекциях в Нью-Йорке, Москве и Санкт-Петербурге.
В 2010 году создал монументальное полотно «Ранение Багратиона», ставшее его заключительной работой в институте им. Репина. В том же году картина была представлена на Дипломной выставке в Рафаэлевском зале Научно-исследовательского музея АХ.
Выбор сюжета дипломной картины был обусловлен в первую очередь стремлением если не воскресить, то хотя бы напомнить в своей работе о возвышенных идеалах прошлого. Ключевой фигурой картины стал героически погибающий генерал Багратион - классический образ благородного воина, жертвующего собой во имя победы. По сути, «Ранение Багратиона» - это манифест художника о понятиях долга, чести и достоинства через изображение события мирового исторического масштаба. Следующая крупная работа - «Смерть Багратиона», написанная спустя два года, стала продолжением избранной художником темы.
Один из последних выпускников мастерской Вице-президента РАХ, Академика А. А. Мыльникова, художник находился под впечатлением от творчества монументалистов старшего поколения и во многом на них ориентировался. Картина «Ранение Багратиона» и «Смерть Багратиона», - это великолепные образцы современной монументальной академической живописи, в которых отражается влияние, называемое сейчас «школой Быстрова».
Искусство академического рисунка в работах Валентина Мелика
Рисунок, как основа изобразительного творчества, имеет огромное значение в работе каждого художника. Построение изображаемого предмета, исходя из его конструктивной основы, будь то куб или человеческая фигура, является неотъемлемой частью обучения живописи в Академии художеств.
Валентин Мелик, окончивший с отличием институт им. Репина в 2010 году, за время обучения создал множество рисунков, которые интересны не просто как его учебные работы, но и являются важным этапом в творчестве художника. Это связано с тем, что для Валентина ни одна постановка не являлась обыкновенным учебным заданием – в каждую из них он старался вложить смысл, решить определенную задачу, создать эмоциональное настроение. Это редкий случай, когда, казалось бы, скучные, академические задания превращаются в полноценные, живые произведения искусства.
Лучшие из них представлены на выставке галереи «Красный дом». В экспозицию вошли не только академические постановки с первого по пятый курс, но и серия рисунков к дипломной работе. Дополняют экспозицию рисунки 2011 и 2012 годов.
Наиболее ранними из представленных работ являются портреты 2003 – 2004 годов. Здесь главной задачей для автора было не столько достижение сходства с натурой, сколько и образная выразительность портрета, так чтобы каждый персонаж в будущем мог стать героем масштабного живописного полотна.
За ними, по хронологии, следуют постановки с мужскими фигурами, в которых Валентин проявил себя как превосходный рисовальщик обнаженной натуры. Особого внимания заслуживают двойные постановки, по своей эмоциональной напряженности не уступающие многим живописным произведениям. Следует отметить, что некоторые работы, «Двойная постановка»(смешанная техника, 2008г.) и «Распятие» (сепия, 2007г.) имеют достаточно большой размер, позволяющий изобразить фигуры в натуральную величину. Умение организовать формат при таком величине изображения – один из важнейших навыков для выпускника мастерской монументальной живописи.
К 2009 году относится начало работы над дипломной картиной: «Ранение генерала Багратиона в Бородинском сражении», для которой художником было создано множество подготовительных рисунков. Три из них – «Егерь», «Гусар» и «Солдаты» сложились в отдельную серию монументальных графических листов, объединенных форматом и техникой. Сочетание декоративной стилистики и героической темы выдает в них влияние А. К. Быстрова, под руководством которого Валентин работал над дипломной картиной.
Удивительно разными получились два портрета брата художника 2006 и 2011 годов. Первый из них, как и многие другие рисунки является основой для живописного произведения, в отличие от полноценного графического портрета, сделанного пять лет спустя.
«Голова старика», созданная художником совсем недавно – в августе 2012 года – совершенно абстрактный, но невероятно выразительный образ солдата с картины «Смерть Багратиона» - монументального полотна, посвященного двухсотлетию Бородинского сражения и памяти великого полководца. Этот рисунок завершает собой экспозицию графики Валентина Мелика, которая охватывает девятилетний период его творчества, связанный с Академией художеств. Все эти годы художник совершенствовал свой навык в рисунке, основываясь на многовековой традиции школы классического искусства.
Ева Полянская, искусствовед