Мастерская - это место, где проходит порою большая часть жизни любого художника, где зарождаются замыслы картин, идеи претворяются в жизнь, разворачиваются напряженные споры о предназначении искусства. >>
Мастерская - это место, где проходит порою большая часть жизни любого художника, где зарождаются замыслы картин, идеи претворяются в жизнь, разворачиваются напряженные споры о предназначении искусства. Проследить понимание этого пространства художниками самых разных времен и народов помогает весьма многочисленное живописное наследие художников разных времен - от XVII до XX вв. По-видимому, художник через отражение творческого процесса в мастерской всегда рефлексировал значимость совершаемого, которое художниками осознается как священнодействие. Но "мастерская" живописца может быть и учебной - тогда в ней появляются слепки античных скульптур, образцовые картины других учеников. В такой мастерской - ученики и учитель, а обстановка во всем начинает свидетельствовать о ритмичной оживленности самого учебного процесса. Не то мастерская личная, где художник превращается то в затворника, то во владельца светского салона. Непосредственная, почти стихийная организация мастерской - это отражение как индивидуальности художника, так и воплощение неподконтрольной ему сферы подсознательного, которая начинает диктовать и образ жизни, и творческие подходы, и сами картины. Такое пространство как "мастерская" обретает в сознании обывателя чрезвычайно притягательное свойство - кажется, здесь, подобно волшебству, из тюбиков красок, разнообразных кистей, палитр и вороха набросков и репродукций возникают образы, которые становятся концентрацией увиденного в жизни многими людьми. И постигая эту заманчивую обстановку "мастерской" художников самых разных времен и народов,подмечая удивительные подробности, вроде выбранной дистанции между картиной и художником в разные времена (как будто увеличивающейся от XVII веку к XX), расположения натурщиков или натурщиц в интерьере, а иногда отсутствие их вовсе (как в картинах русских последователей классицизма нач. XIX в.), или наблюдая простые элементы быта: мольберты, кисти, подрамники, холсты и палитры, мы становимся посвященными в "закулисные" тайны искусства.
<<-
Рембрандт
- Художник в своей мастерской
- Х.М. 1629 г
-
Йос Ван Краесбек
- В студии художника
-
Х.М. 1640-50е
-
Ян Стен
- В мастерской художника
- Дер.М. 1663-65 гг
-
Франсуа Буше
- Художник в мастерской
- Х.М., около 1720
-
И. Фирсов
- Юный живописец
- Х.М., 1760е
-
Мария-Виктория Леммон
- В студии художницы Элизабет Виже-Лебрен
- Х.М.
-
К.А. Зеленцов
- В мастерской художника Петра Васильевича Басина
- Х.М., 1833
-
И-П. Хазелклевер
- Сцена в мастерской художника
- Х.М., 1836
-
Т. Фернли
- Тернер лакирует свою картину
- Х.М., 1837 г
-
Г. Курбе
- Мастерская художника
- Х.М., 1854-55 гг
-
Ф.А. Бронников
- Больной художник
-
Х.М., 1861 г
-
В.В. Пукирев
- В мастерской художника
-
Х.М., 1865 г
-
А.П. Боголюбов
- Мастерская художника
- Х.М., 1870-е
-
Мария Башкирцева
- В студии
- Х.М., 1881 г
-
Константин Маковский
- Маленький антиквар
- Х.М., 1882 г
-
Иван Крамской
- Крамской, пишущий портрет своей дочери Софии
- Х.М., 1884 г
-
Паскаль Даньян-Бувере
- Юная акварелистка в Лувре
- Х.М., 1889 г
-
Илларион Прянишников
- В мастерской художника
- Х.М., 1890 г
-
Клавдий Степанов
- Урок рисования
- Х.М., 1890 г
-
Борис Кустодиев
- Постановка модели в мастерской Репина
- Х.М., 1899 г
-
Владимир Маковский
- В мастерской художника
-
Х.М., 1908 г
-
Эдуар Вюйар
- В мастерской Пьера Боннара
- Х.М., 1925 г
-
В. Яковлев
- Дискуссия об искусстве
- Х.М., 1946 г