Морской пейзаж притягателен и для живописца, и для зрителя, наверное, потому, что это единственный жанр, в котором можно изобразить и увидеть союз и борьбу всех четырёх природных стихий : воды, земли, воздуха и огня (солнечного света). И, более того, найти место и для «пятого элемента», - человека и его творений, созданных им в поиске себе места на грани этих стихий. Пейзаж, впрочем, представлен здесь не только морской, мы поместили и работы написанные на Ладожском озере и на берегах Волги, поскольку к ним столь же применим тот же принцип четырёх стихий и пятого элемента.
Морской пейзаж притягателен и для живописца, и для зрителя, наверное, потому, что это единственный жанр, в котором можно изобразить и увидеть союз и борьбу всех четырёх природных стихий : воды, земли, воздуха и огня (солнечного света). И, более того, найти место и для «пятого элемента», - человека и его творений, созданных им в поиске себе места на грани этих стихий. Пейзаж, впрочем, представлен здесь не только морской, мы поместили и работы написанные на Ладожском озере и на берегах Волги, поскольку к ним столь же применим тот же принцип четырёх стихий и пятого элемента.
Почему же «... без Айвазовского», а, скажем, не «... после Айвазовского» ? С одной стороны, мы хотим обратить внимание на тот огромный пласт живописного творчества классиков, что для многих остаётся всё же в тени творчества этого гения-мариниста. Ведь морской пейзаж и творчество Айвазовского — понятия во многом пересекающиеся и чуть ли не совпадающие в культурной картине мира современного русскоязычного образованного человека. С другой стороны, не нужно пространно пояснять почему посетитель этой выставки почуствует всё-таки недостаточноть, вакуум в представленной экспозиции и, заполняя этот вакуум, невольно вспомнит его полотна, ведь без Айвазовского мы уже не согласны видеть свою культурную историю, которая есть часть нас самих.
<<-
К.А Коровин
- Пристань в Крыму
- Х.М, 1913г