Творчество Наталии Гончаровой

Творчество Наталии Гончаровой (1881–1962) (1881–1962) на выставке Третьяковской галереи "Между Востоком и Западом" - с 16 декабря 2013 г. по 16 февраля 2014 г.(Крымский вал, 10). Данный проект - подлинное откровение для исследователей русского искусства начала 20 в. и искусства русского зарубежья.

 

Это вторая по значимости персональная выставка художницы, которая сопоставима с выставкой 1913 г. Наталия Гончарова в плеяде русских авангардистов выделяется своим подчеркнуто русским элементом в своем творчестве. Художник, автор многочисленных книжных иллюстраций, станковых гравюр, декораций к "Русским сезонам" Дягилева, костюмов для французских домов мод, искала свое вдохновение в различных формах народного примитива, в русском лубке, в народных промыслах. Стремление Гончаровой к исконной русской культуре делает ее почерк узнаваемым, оставляющим чувство чего-то требующего всеобщей любви. Наверно, данная выставка этим и уникальна, что в период всеобщего поклонения западным культурам и устремленности наших соотечественников на Запад, творчество Гончаровой взывает к чему-то родному, ошеломительно прекрасному и неисчерпаемому.

На выставке представлено около 400 произведений 1907–1959 годов. В состав экспозиции вошли произведения из собрания Третьяковской галереи, обладающей уникальной по количеству и качественному составу коллекцией работ Гончаровой (в том числе, огромным парижским наследием художницы, поступившим в Галерею в 1989 году), а также из 16 отечественных музеев, 10 российских и зарубежных частных собраний. Среди партнеров проекта – Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей современного искусства города Парижа, Музей моды Гальера (Париж), Музей Людвига (Кельн), Стеделик-музей (Амстердам), «ABA Gallery» (Нью-Йорк). Подавляющее большинство произведений из этих коллекций никогда ранее не выставлялись в нашей стране.

Зрителя ждут многие открытия. Впервые в России (после выставок 1913–1914 годов) полностью представлен программный цикл «Жатва» (1911); привлекает внимание декоративный фриз и эскизы оформления парижского особняка С.Кусевицкого (1922); в первый раз после 1926 года воссоединились части полиптиха «Испанки» (1923–1926), одна из которых принадлежит собранию Третьяковской галереи, а четыре другие – музеям Парижа; одно из центральных мест в экспозиции занимает панно «Осенний вечер. Испания» (1922–1928. ГТГ).

 

http://ngoncharova.tretyakov.ru/