17.03.12-18.05.12
Тематическая выставка

Л.И.Андрущенко Член АИС, старший научный сотрудник, хранитель экспозиции музея-усадьбы И.Е. Репина "Пенаты".

 

Илья Ефимович Репин оставил богатейшее творческое наследие: исторические картины, портреты, живописные этюды и эскизы, графические работы и литературные труды. Этот обширный список хотелось бы пополнить и перечнем скульптурных работ знаменитого русского художника. На сегодня нам известно о 13-ти из них. Часть сохранилась в музейных собраниях, часть лишь в фотографиях и свидетельствах очевидцев. >>

Л.И.Андрущенко Член АИС, старший научный сотрудник, хранитель экспозиции музея-усадьбы И.Е. Репина "Пенаты".

 

Илья Ефимович Репин оставил богатейшее творческое наследие: исторические картины, портреты, живописные этюды и эскизы, графические работы и литературные труды. Этот обширный список хотелось бы пополнить и перечнем скульптурных работ знаменитого русского художника. На сегодня нам известно о 13-ти из них. Часть сохранилась в музейных собраниях, часть лишь в фотографиях и свидетельствах очевидцев.

В детстве Илья занимался лепкой, о чем сам напишет в своих воспоминаниях «Далекое близкое». Попав в Императорскую Академию художеств, с восторгом продолжил знакомство со скульптурой и ее создателями: «[...] Я страстно любил скульптуру и по окончании лекции пошел в скульптурный класс. [...] Служитель принес мне целый мешок глины, я с радостью бросился к ней и испытал великое счастье - работы лепки. Жаль, что приходилось все вновь и вновь перелепливать - голова клонилась на сторону и глина ползла. Я не мог еще установить правильно пропорций общего, бросался на детали; тут я удивлялся глине - как она может дивно, жизненно и сочно трепетать от прикосновения пальцев!..»(1).

В годы учебы близко сошелся с вольнослушателем Императорской Академии Художеств Марком Антакольским. Одно время они даже вместе снимали комнату на Васильевском острове. Именно Антакольский помогал Репину в его первой серьезной пластической штудии – копии с античного барельефа «Антиной». Позже Антакольский вспоминал: «Он шел по живописи, но ради толкового изучения дела пожелал раньше полепить: он выбрал римский барельеф «Антиной», с которого и я начал»(2).Антиной не сохранился. Не сохранился портрет-барельеф генерала Н.В.Мещерякова – еще одна самостоятельная работа.

В частной переписке Репина сохранилось упоминание о ней: “Недавно еще мне писали из Питера, что генерал Мещеряков, с которого я давно уже писал портрет и лепил барельеф, разыскивает адрес жены художника Репина, умершего в Париже, он желал помочь вдове и детям покойного” (3). Репин в этом письме 1875 г. безусловно недоумевает по поводу данной ошибки генерала.

Систематически Репин скульптурой в Академии так и не занялся. Однако практика лепки сохранялась. В Академии художеств по совету профессоров Репин создавал макеты из глины своих будущих картин. На них можно было проверить распределение света, соотношения фигур друг к другу, найти окончательное композиционное решение. Так делали его старшие товарищи, так делал и он сам (Н.Н.Ге неоднократно прибегал к этому методу, И.Н.Крамской использовал его в своей картине «Христос в пустыне»). Впервые побывав в мастерской Ивана Николаевича Крамского Репин восторженно-удивленно описал свое отношение к бюсту Христа, работы учителя: «Я еще не видел никогда только что вылепленной скульптуры и не воображал, что из серой глины можно было вылепить так чудесно»(4).

Этот метод пригодился ему во время работы над «Запорожцами, пишущими письмо турецкому султану». Часть этих глиняных моделей сегодня хранится в фондах музея-усадьбы И.Е.Репина «Пенаты». Три фигурки высотой около 25 см – хохочущего запорожца, сидящего и казака с перевязанной рукой. Скульптуры лишены деталей, сделаны быстро и смело, широкими «нашлепками» из серой глины. Художнику не интересны подробности. Он увлечен динамикой, его интересует движение. По воспоминаниям самого Репина созданы эти фигурки в 1879 году.

Но серьезные скульптурные работы Репина - это портреты людей, которых он хорошо знал и любил. В Абрамцеве, в 1880 году художник создает бюст Саввы Ивановича Мамонтова. Здесь, в мамонтовском кружке многие занимались скульптурой, разделяя страстное увлечение хозяина усадьбы: М.Врубель, И.Репин, В.Поленов, В.Васнецов. Портрет Мамонтова работы Репина переселился со временем в «Пенаты», но войну не пережил, остались только архивные фотографии. На них прекрасно видно, что Репину удалось портретное сходство этой незаурядной личности, при всей осторожности и почти ученическом подходе к решению объема. Эту нерешительность художник побеждает уже в следующей своей работе - портрет хирурга Пирогова (1881 г.). В этом году Пирогов приезжает в Москву на празднование 50-летия своей научной и врачебной деятельности. Репин присутствует на всех юбилейных заседаниях трех праздничных дней и успевает создать более десятка графических этюдов и эскизов для живописного портрета ученого. Подготовительные этюды послужили и для создания скульптурного портрета, в котором Репин повторил композицию портрета маслом. Скульптурным портретом Репин был очень доволен. Интересная подробность, на вопрос В.В.Стасова кто был заказчиком портрета знаменитого хирурга, Репин ответил, что «портрет и бюст были созданы мною без всякого заказа и даже думаю, что это навсегда останутся моей собственностью… Кому же нужен у нас портрет гениального человека (а Пирогов гениален)» (5).

В июле 1891 года, будучи в Ясной Поляне, Репин вылепил бюст Льва Николаевича Толстого. Изображенный фронтально Толстой строг и спокоен. Толстой у Репина реален и умен, Толстой у художника – гениальный писатель. Жена Льва Николаевича - Софья Алексеевна Толстая, считала этот бюст самым схожим из всех портретов писателя. И это не удивительно. Репин часто писал Толстого и создал в разное время множество живописных и графических штудий.

Портрет стал почти каноническим. Бронзовые и гипсовые отливки с работы Репина свободно продавались в скульптурной мастерской Анолина в Санкт-Петербурге, о чем сообщали газеты того времени. Один из этих бюстов был расписан художником на греческий лад и отправлен в село Кочеты Новосельского уезда в музей писателя.

С 1900-х годов Репин уже постоянно живет в Куоккале. Частым гостем хозяев «Пенатов» становится Паоло Трубецкой, он, как и Наталья Борисовна приверженец «безубойного» питания. Под влиянием творческой манеры Трубецкого Илья Ефимович создал скульптурный портрет Натальи Борисовны (1902 г.). В бронзу бюст переведен в Петербургской мастерской князя-скульптора. Сегодня, как и при жизни Репина, эта работа находится в усадьбе. Здесь же в «Пенатах», создавались портреты Е.П.Антакольской и актрисы Л.Б.Яворской-Борятинской. О них рассказывают старые письма и фотографии: « …Наталья Борисовна прилагает Вам точный снимок с нашего квинтета (считаю здесь два бюста), вышедшего очень удачно» (6), а художник Крыжицкий успел зарисовать этот сеанс взаимной лепки в альбоме хозяйки с точным описанием происходящего и указанием даты. Так на всем протяжением творческой жизни Репина мы встречаемся с постоянным интересом художника к скульптуре, привлекавшей художника своими богатыми возможностями пластического выражения действительности.

 


(1) Репин выбрал для лепки голову Антиноя . И.Е.Репин «Далекое близкое», С. 129 -130

(2) Марк Матвеевич Антакольский. Его жизнь, творения, письма и статьи. Под ред.В.В.Стасова. т.2, изд.М.Вольф, 1908, стр.105.

(3) Сообщает Репин В. В. Стасову в письме 1875 года досужие домыслы парижской публики.

(4) И.Е.Репин, там же. С.149

(5) Письмо Репина Стасову от 14 июня 1881 года. Действительно, бюст сегодня находится в усадьбе художника «Пенаты».

(6) Фотография эта была послана Елене Павловне Тархановой 15 июля 1907 года.

 

Комментарии к экспозиции:

(1) «Я, Репин и Васнецов вылепили друг друга, и теперь торжественно стоят три бюста, приедешь-увидешь» Письмо С.И.Мамонтова В.Д.Поленову от 23 августа 1880 года. В.Д.Поленов и Е.Д.Поленова. Хроника семьи художников. М., Искусство, 1964, с.281 «Мой бюст – очень хорошее произведение Виктора Михайловича, чрезвычайно похожий – разбит был при перевозке. Я так этим огорчен, что даже не ответил Вам до сих пор. Нет ли экземпляра у самого Виктора Михайловича? Или у Саввы Ивановича Мамонтова? Может быть Вы уже отложили мысль об отливке из бронзы? Но это было бы не лишнее уже по одному тому, что это, кажется единственная скульптура нашего замечательного художника». Письмо И.Е.Цветкову от 2 июня 1908 года. И.Е.Репин. Письма к художникам и художественным деятелям. М., Искусство, 1952, С. 183

(2)Верхний ряд (слева направо): В.Д.Паленов и М.А.Кудрявцев. Нижний ряд: П.О.Ковалевский, И.Е.Репин, Е.Ф. Урлауб, С.А.Савицкий и Е.Н.Макаров.

(3) Фотография Н.Б. Нордман

На фотографии также изображены: Е.П.Тарханова за работой над бюстом Репина и К.Я.Крыжицкий, зарисовывающий их обоих

<<
Запуск Cooliris!
  • И.Е. Репин 
  • Портрет Наталии Борисовны Нордман-Северовой /1863-1914/
  • Х.М. 1905. Санкт-Петербург. Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты».

     
  • И.Е. Репин 
  • Бюст Нордман Н.Б
  • Бронза, 1902 г.Санкт-Петербург.  Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты»

     
  • *** 
  • Репин И.Е. за работой над бюстом Н.Б.Нордман
  • Фотография Н.Б. Нордман, 1902 г. Санкт-Петербург НА НИМ РАХ.

     
  • И.Е. Репин 
  • Бюст Пирогова Н.И.
  • Тонированный гипс, 1881 г. Санкт-Петербург.  Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты»

     
  • И.Е. Репин 
  • Портрет Пирогова Н.И.
  • Х.М., 1881 г. Москва, ГТГ

     
  • В.М. Васнецов 
  • Бюст Репина И.Е.
  • Гипс, отлитый в кусковой форме со следами швов, 1880 г. Санкт-Петербург.  Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты». Подробнее см. комментарий (1) в статье

     
  • *** 
  • Репин И.Е.
  • 1880 г. Санкт-Петербург. НА НИМ РАХ

     
  • *** 
  • Репин И.Е. среди конкурентов на 1-ю и 2-ю золотые медали
  • 1872, Санкт-Петербург, НА РАХ, фонд Репина. Подробнее см. комментарий (2) к статье

     
  • И.Е. Репин 
  • Бюст Толстого Л.Н.
  • Гипс, 1891 г. Санкт-Петербург. Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты»

     
  • *** 
  • «Репин в «Пенатах» с раскрашенным бюстом Толстого Л.Н.
  • 1907-1908 гг., Санкт-Петербург. НА НИМ РАХ

     
  • И.Е. Репин 
  • портрет Л.Н. Толстого
  • Бумага, акварель, 1883 г. Москва, ГЛМ

     
  • И.Е. Репин 
  • портрет Л.Н. Толстого
  • Х.М., 1887 г. Москва, ГТГ

     
  • К.Я. Крыжицкий 
  • Е.П.Тарханова-Антакольская лепит бюст И.Е. Репина в Пенатах
  • Картон, белила, акварель, графитный карандаш, 1907 г. Санкт-Петербург. Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»

     
  • *** 
  • Репин И.Е. за лепкой бюста Тархановой-Антакольской Е.П. в «Пенатах»
  • Собрание К.И.Чуковского, Москва. Подробнее см. комментарий (3) к статье

     
  • И.Е. Репин 
  • Портрет Мамонтова С.И.
  • Х.М., 1880 г, Москва, ГЦТМ им.А.Л.Бахрушина

     
  • *** 
  • Веранда
  • Санкт-Петербург.

    Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»

     
  • *** 
  • В мастерской
  • 1910-е гг.

     
  • И.Е. Репин 
  • Л.В. Яворская
  • Х.М. 1910 г, Частная коллекция. Англия