Выставка «Аномалия как метод бытия. Лука Басыров» - не случайно выделена нами в блок тематических выставок. Захватывающий мир подсознания в картинах Басырова – это мир на границе между Прекрасным и Страшным, Небесным и Земным, Высоким и Низким. Кажется, явленные образы в творчестве художника почти оппонируют критериям реалистического искусства - однако, созерцая органически цельный, эстетически выверенный мир, мы осознаём поистине всю реальность и правомерность воображаемых миров, возможных или желаемых: странных, мистичных, порою искушающе-прекрасных. >>
Выставка «Аномалия как метод бытия. Лука Басыров» - не случайно выделена нами в блок тематических выставок. Захватывающий мир подсознания в картинах Басырова – это мир на границе между Прекрасным и Страшным, Небесным и Земным, Высоким и Низким. Кажется, явленные образы в творчестве художника почти оппонируют критериям реалистического искусства - однако, созерцая органически цельный, эстетически выверенный мир, мы осознаём поистине всю реальность и правомерность воображаемых миров, возможных или желаемых: странных, мистичных, порою искушающе-прекрасных.
Высокий уровень мастерства, умение художника целиком поглотить внимание зрителей – все это примиряет нас с существованием мира инакового, словно когда-то забытого нами. Самые тревожные по колориту картины, определяющие «пограничность» бытия и небытия, такие как «Кокон», «Ксенофобия», «Дерево», благодаря отточенной линейной структуре, вниманию к чередованию пустот, фактур и узоров, - подобны изысканным панно, в которых, как в искусстве Модерна и других эпох междустилья, смысл кажется вторичным, а, в сущности, нуждается в тщательном погружении, разгадывании его. По сути, персонажи картин Басырова, запутавшиеся то в своих волосах, то в складках одежд, то даже в собственных членах тела («Пляска горбуна») – это модели одиночества, но и уникальности индивидуума, погруженного в вихрь замысловатостей мирозданья. Человек – внутри самого себя – оказывается уже тем самым таинством мира, которое мы в детстве обнаруживали при разглядывании самоцвета или морской раковины, гранита или обычной прибрежной гальки.
Картины Луки Басырова - филигранно проработанные мотивы нереального, безгранично прекрасного и равно опасного в своей близости. Глядя на такие работы, как «Бездна», «Глубина любви», «Мимикрия», «Перламутр», можно для себя немного приоткрыть примерный метод чувствования и мировидения этого художника. В этом методе есть место тому, что так часто вытесняется нашим разумом – представлениям о запредельном, посюстороннем, чудесном, демонически-притягивающем. Миротворчество Басырова полно какой-то поистине ренессансной алхимической «игры», когда человек кажется порождением и всех четырех стихий, и повторением иных совершенных творений природы. В картинах, в которых люди расщепляются на растительные элементы («Веер», «Зеленое дитя»), помимо декоративной и артистической игры различными фактурами (несущими, кстати, символическое значение - воздух, вода, огонь и земля трактованы художником разными приемами), присутствует своего рода энергетическое сплетение, постепенно вовлекающее в свою пульсацию.
И эту грациозную, божественную взаимосвязь человеческого существа с жизнеспособной хтонической силой, которая так великолепно прочувствована в сложных образах Луки Басырова, ощущаешь не только как путешествие во времени: из дня сегодняшнего в век фаустовских исканий добра и зла, но и как путешествие из мира повседневности в мир предчувствий, фатума, неизбежного, однако неизменно прекрасного в своем преодолении земной тяжести.
Анастасия Безгубова, арт-куратор галерейного проекта "Красный дом".
-
Лука Басыров
- ПЛЯСКА ГОРБУНА
-
холст, рельеф.паста, темпера, 2011 г.
-
Лука Басыров
- БАРОККО. ПРОФИЛЬ No.1
-
картон, рельефная паста, темпера, 2003 г.
-
Лука Басыров
- КСЕНОФОБИЯ
-
картон, темпера, акв., 2005 г.
-
Лука Басыров
- МАСКА
-
бум., масляная пастель, сух. пастель, 2004 г.
-
Лука Басыров
- ПЕРЛАМУТР
-
оргалит, рельеф. паста, темп., 2011 г.
-
Лука Басыров
- КОКОН
-
картон, темп., акв., 2011 г.
-
Лука Басыров
- БАРОККО. ПРОФИЛЬ Nо.3
-
бум., акв., тушь, 2002 г.
-
Лука Басыров
- ДЕРЕВО
-
карт., рельеф. паста, темп., 2004 г.
-
Лука Басыров
- КРИНОЛИН
-
бум., акв., тушь, 2002 г.
-
Лука Басыров
- АНОМАЛИЯ КАК АБСОЛЮТНЫЙ ЗАМЕНИТЕЛЬ СЧАСТЬЯ
-
карт., темп., акв., 2000 г.
-
Лука Басыров
- ВЕЕР
-
карт., рельеф. паста, темп., 2003 г.
-
Лука Басыров
- ЗМЕИ. СЕСТРЫ
-
бум., тушь, акв., 1997 г.
-
Лука Басыров
- МИМИКРИЯ
-
карт., темп., акв., 2003 г.
-
Лука Басыров
- ЗЕЛЕНОЕ ДИТЯ
-
бум., сухая пастель, 2011 г.
-
Лука Басыров
- БЕЗДНА
-
картон, рельеф. паста, темп., 2011 г.
-
Лука Басыров
- ГЛУБИНА ЛЮБВИ
-
оргал., рельеф. паста, темп., 2010 г.
-
Лука Басыров
- ЯНУС
-
орг., рельеф. паста, темп., 2003 г.